Преимущества Налогового мониторинга

Что такое налоговый мониторинг?

Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля. Она заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие с налоговым органом. Такой способ предоставления данных налоговому органу позволяет оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных операций.

 

Какие преимущества несет налоговый мониторинг?

1. ОТСУТСТВИЕ КАМЕРАЛЬНЫХ И ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК!

За некоторыми исключениями в период налогового мониторинга не проводятся камеральные и выездные проверки. Исключением для проведения проверок может стать досрочное прекращение налогового мониторинга, невыполнение предписаний (мотивированного мнения) и отдельные несоответствия.

По нашему мнению, ФНС будет стремиться не пользоваться исключениями, чтобы повысить привлекательность налогового мониторинга и стремление компаний к переходу на указанный режим контроля.

2. СОКРАЩЕНИЕ ЗАТРАТ И ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ

Вступление в налоговый мониторинг сокращает затраты компании на сопровождение мероприятий налогового контроля. Стандартная налоговая проверка влечет за собой временные и финансовые затраты, нарушает привычный ритм работы организации. В рамках налогового мониторинга взаимодействие с налоговыми органами осуществляется в комфортном режиме. Перераспределение ресурсов и акцент на основной производственной деятельности вместо сопровождения налоговых проверок существенно экономит бюджет компаний.

Снижаются траты для компании также на судебные издержки и оплату налоговых консультантов. Сэкономить позволяет и быстрое закрытие налогового периода (срок проверки сокращается с пяти лет до 1 года и 9 месяцев).

3. СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА ЗАПРОСОВ СО СТОРОНЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Традиционная налоговая проверка при вступлении в мониторинг заменяется на онлайн-взаимодействие с налоговым органом. Сокращается и время на подготовку документов для налогового органа, подтверждение корректности представленных деклараций, соответственно снижается число запросов со стороны налоговых органов.

4. УПРОЩЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОЦЕДУР ПРОВЕРОК

Благодаря интеграции информационной системы организации с АИС «Налог-3», происходит автоматическая обработка документов и автоматизированный анализ десятков миллионов операций. А риск-ориентированный подход снижает объем проверок и количества проверяемых первичных документов. Налоговый орган может сосредоточить ресурсы на проверке именно тех операции, которые содержат элементы риска.

5. ПОЛУЧЕНИЕ МОТИВИРОВАННОГО МНЕНИЯ

Участники налогового мониторинга могут получить мотивированное мнение ФНС России о налогообложении той или иной сделки, исправить ошибки и предупредить налоговые риски и спорные ситуации, оптимизировать бизнес-процессы. Мотивированное мнение может быть составлено как по инициативе налогового органа, так и по запросу организации. Благодаря мотивированным мнениям Налоговой службы в два раза сокращается число неопределенных налоговых позиций, что снижает риски принятия ошибочных решений и напрямую влияет на финансовые показатели компании.

6. СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ПО БУДУЩИМ СДЕЛКАМ

В период проведения мониторинга участники могут оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых сделок и получать мотивированное мнение налогового специалиста до заключения спорной сделки. Это позволит снизить риски, оценить будущую налоговую нагрузку при принятии бизнес-решения и не потерять выгодные контракты. Такой подход обеспечивает предсказуемость и прогнозируемость налоговой нагрузки, превентивное выявление налоговых рисков и дает возможность оперативного урегулирования спорных вопросов.

7. ОТСУТСТВИЕ ШТРАФОВ И ПЕНЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МОТИВИРОВАННОГО МНЕНИЯ

Исполнение мотивированного мнения освобождает налогоплательщика от штрафов и пеней в случае, если позиция, отраженная в таком мотивированном мнении, впоследствии изменится. При этом необходимо учитывать, что штрафов и пеней не будет только в том случае, если налогоплательщик предоставил инспектору полную и достоверную информацию для составления мотивированного мнения.

8. ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС В УСКОРЕННОМ ПОРЯДКЕ

Для участников налогового мониторинга действует особый порядок возмещения НДС и акцизов из бюджета по аналогии с заявительным порядком, но без банковских гарантий и поручительств (Приказ ФНС России от 11 мая 2021 № ЕД-7-23/478@). Для этого необходимо не позднее двух месяцев со дня представления декларации подать заявление, указав в нем банковские реквизиты для перечисления денежных средств. Обоснованность возмещения проверяется в рамках налогового мониторинга без камеральной проверки.

9. РЕПУТАЦИОННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Компания, вступившая в налоговый мониторинг, проявляет открытость и готовность к диалогу с налоговыми органами, тем самым вызывает больше доверия у государственных структур и партнеров, а также повышает лояльность клиентов. Это влечет за собой повышение инвестиционной привлекательности компании и положительно сказывается на деловом климате.

Источник: https://налоговыймониторинг.рф

 

Кто может стать участником налогового мониторинга?

1. Представители крупного и среднего бизнеса, которые соответствуют установленным законом суммовым критериям

С 1 июля 2021 года вступили в силу изменения в части налогового мониторинга, внесенные Федеральным законом от 29.12.2020 года № 470-ФЗ. В частности, были снижены суммовые критерии для перехода организаций на налоговый мониторинг.

Общая сумма налогов компании должна превышать 100 млн рублей. В расчет берутся исчисленные как налогоплательщиком, так и налоговым агентом, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых и страховые взносы. При этом не учитываются налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Кроме того, учитывается совокупный доход и стоимость чистых активов – они должны составлять более 1 млрд рублей. Показатели рассчитываются по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга.

Снижение суммовых критериев позволило среднему бизнесу также претендовать на переход на данную форму налогового контроля. Представители среднего бизнеса, получившие положительное решение, подлежат дальнейшему администрированию в межрегиональных (межрайонных) инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по отраслевому признаку.

2. Участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)

Суммовые критерии на эту категорию компаний не распространяются, закон (ФЗ от 28.06.2022 № 226-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации») обязывает их вступить в налоговый мониторинг в течение трех лет с даты заключения соглашения. Норма действует для организаций, заключивших соглашение после 28 июня 2022 года. В случае отказа от проведения налогового мониторинга, организация должна отказаться от СЗПК в одностороннем внесудебном порядке.

При проведении налогового мониторинга наряду с правильностью исчисления налогов, сборов и страховых взносов налоговый орган будет проверять фактические затраты, по которым предусмотрено предоставление мер господдержки. Участники СЗПК имеют право на налоговый вычет в отношении налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и земельного налога для возмещения затрат, понесенных им в рамках реализации инвестиционного проекта. В результате применения указанного вычета подлежащие уплате налоги могут быть снижены до нуля.

Одно из условий возмещения затрат на реализацию проекта – заключение ФНС России. Оно предоставляется в комплекте документов уполномоченному органу, подписавшему Соглашение, с уведомлением о не выявленных или выявленных фактах искажения размеров фактически понесенных затрат и об отсутствии неисполненных мотивированных мнений.

3. Участники промышленных кластеров, которые заключили специальный инвестиционный контракт (СПИК)

В 2023 году законопроектом № 260060-8 в части налогового мониторинга предусмотрено положение о необязательности выполнения условий для вступления в налоговый мониторинг организациям, являющимся участниками промышленного кластера.

4. Резиденты территорий опережающего экономического развития (ТОЭР)

Также в 2023 году предполагается рассмотрение возможности участия в налоговом мониторинге без учета суммовых критериев для организаций, получивших статус резидента территории опережающего развития (ТОР), резидента свободного порта Владивосток, резидента Арктической зоны РФ (АЗРФ) и резидента особой экономической зоны (ОЭЗ).

С 2024 года для всех участников налогового мониторинга обмен данными с налоговым органом будет осуществляться только через АИС «Налог-3» за счет открытия доступа к информационным системам организации и предоставления информации с помощью «витрины данных». Метод взаимодействия с помощью передачи документов по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота будет полностью отменен. Организациям необходимо учитывать это при выборе способа информационного взаимодействия перед вступлением в налоговый мониторинг.

Источник: https://налоговыймониторинг.рф

 

Это круто! В чем подвох?

Одним из факторов, сделавших возможным введение режима налогового мониторинга стало, в некоторым смысле, перекладывание трудозатрат по выявлению налоговых рисков с непосредственно налогового органа на Службу внутреннего контроля и Службу управления рисками организации.

Налоговый орган анализирует риски организации и оценивает эффективность работы системы внутреннего контроля налогоплательщика. К ней предъявляются серьезные требования. Необходимо правильно организовать контрольную среду, разработать четкую систему управления рисками, регулярно проводить контрольные процедуры, соблюдать требования к информационной системе, обеспечивающие функционирование СВК. Данные меры приведут к своевременному выявлению ошибок налогового и бухгалтерского учета, гарантирует правильность расчетов и оформления деклараций. А раскрытие информации о системе внутреннего контроля позволит налоговому органу сформировать комплексное понимание существующих процессов внутреннего контроля и принять превентивные меры для исключения ошибок.

Компания в рамках мониторинга может разработать собственные предложения по учету рисков и контрольных процедур, не противоречащие требованиям Налогового регулятора. Индивидуально разработанная система внутреннего контроля будет отвечать интересам компании и формировать четкую систему управления рисками.

Но “с нуля” сделать это не так просто, точнее весьма проблематично. Особенно, в случае отсутствия уже сформированной Службы внутреннего контроля и Службы управления рисками. И даже в случае наличия собственных внутренних служб, адаптация существующих систем внутреннего контроля и управления рисками до соответствия критериям ФНС может составить вплоть до нескольких лет, не говоря уже про дополнительные затраты и отрыв от текущей деятельности специалистов.